Интернет-банкинг давно стал неотъемлемой частью нашей жизни — переводы, оплата услуг, кредиты и инвестиции теперь доступны всего в несколько касаний. Но вместе с удобством вырос и уровень риска: уровень кибермошенничеств в Казахстане растет с каждым годом, а схемы становятся все изощреннее. Чтобы сохранить свои деньги и данные в безопасности, важно знать простые, но жизненно необходимые правила цифровой гигиены. Об этом вы прочитаете в новом материале Fingramota.kz.
Соблюдайте базовую цифровую гигиену
Мошенники любят звонить потенциальным жертвам, представляясь сотрудниками банка, а на самом деле выманивают данные, чтобы дальше снять деньги со счетом или использовать полученную информацию. Поэтому никому не сообщайте коды из SMS и пароли и не устанавливайте ПО удаленного доступа (AnyDesk/TeamViewer) по просьбе “банка”.
Это типичное мошенничество: аферисты через программы получают полный доступ к устройствам и оформляют кредиты, снимают деньги и совершают переводы. Например, в области Жетысу мошенники входили в доверие к гражданам и принуждали их устанавливать на смартфоны приложение AnyDesk. От этой ОПГ пострадали более 40 человек, а общая сумма ущерба превысила 70 миллионов тенге.
Обязательно включите push-уведомления и установите лимиты по операциям. Так вы всегда будете в курсе всех действий, что происходят с вашим счетом, и сразу заметите подозрительные операции.
Используйте только официальные приложения банков и проверяйте адреса сайтов. В противном случае вы можете попасть на “сайт-перехватчик”, который украдет ваши данные. Приложения скачивайте только через маркетплейсы App Store и Google Play, а при переходе на сайт проверяйте адресную строку: там должно быть https, а не http, потому что s — secure.
Если вам звонит «сотрудник банка» и давит на вас срочностью или вынуждает перевести деньги на «безопасный счет», то сразу кладите трубку и перезванивайте в банк по официальному номеру.
Защищайте свои устройства всеми возможными способами
Злоумышленники нередко используют такой вид мошенничества как SIM Swapping или SIM Swap — вид атаки, при котором преступники получают у сотового оператора новую SIM-карту с номером жертвы и действуют от ее имени. Чтобы такого не случилось, запросите у мобильного оператора дополнительные меры безопасности, чтобы защитить свой номер. И старайтесь не делиться своим номером в социальных сетях — если это необходимо для работы, то заведите отдельную SIM-карту, через которую не проходят никакие финансовые операции и которая не привязана к важным приложениям.
Помимо номера, защитите свой телефон: установите PIN/биометрию для входа в банковское приложение, блокируйте установки из неизвестных источников, регулярно обновляйте программное обеспечение и антивирус.
Используйте для онлайн-покупок отдельную карту и привяжите к ней отдельный номер. Пусть на этом счету будет небольшое количество денег, нужных для покупок. А на основную карту обязательно ставьте лимиты на онлайн-оплату и переводы.
Старайтесь не использовать публичный Wi-Fi — через него мошенники могут перехватывать данные. Но если вдруг вам срочно нужен интернет, а мобильные данные не работают, то старайтесь не заходить в банковские приложения.
Запоминайте основные признаки мошенничества
Мошенники чаще всего звонят от имени банков, полиции, Генпрокуратуры, КНБ или Казпочти, и просят назвать код/пароль, «подтвердить вход» голосом, установить AnyDesk или «срочно перевести на безопасный счет». Настоящие сотрудники этих структур никогда такого не просят.
Далее, аферисты очень любят торопить и давить на эмоции либо угрожать. Они пользуются вашей растерянностью, чтобы вы сделали все так, как надо им. Как только почувствуете, что на вас давят и вам неприятно — кладите трубку и перезванивайте сами по официальному номеру, чтобы уточнить информацию.
Остерегайтесь массовых фишинговых атак и компаний: мошенники могут присылать вам ссылку на «оплату штрафа», просить обновить анкету в банке или сообщить, что вы победили в лотерее, но нужно оплатить некий взнос. Все это — мошенничество. Как только перейдете по ссылке или введете личную информацию, аферисты получат доступ к вашим деньгам и персональным данным.
Что делать, если заметили подозрительную активность со своим счетом
Сразу блокируйте карты и сообщайте в банк, а потом пишите заявление в полицию.
В банковском приложении измените пароль, PIN-код, а потом выйдите из приложения.
Соберите доказательства (скриншоты SMS, звонков, ссылок), чтобы приложить их к заявлению в полицию.
Краткий чек-лист
Fingramota.kz собрала 10 полезных советов по защите от мошенничества с интернет-банкингом:
Никому не говорите коды, пароли, CVV/СМС-коды банковских карт и не устанавливайте на свои устройства программы удаленного доступа. И лучше вообще ничего не устанавливайте по чужой наводке.
Перезванивайте в банк сами по номеру с сайта — не разговаривайте с «сотрудниками», которые просят вас что-то сделать.
Включите push-уведомления и установите лимиты, заведите для онлайн-покупок отдельную карту с небольшой суммой.
Проверяйте ссылку/домен, а в сомнительных рассылках не вводите данные карты.
Защитите SIM от перевыпуска, защитите смартфон кодами, биометрией и антивирусом.
Не пользуйтесь интернет-банкингом через публичный Wi-Fi.
Регулярно проверяйте кредитную историю.
Подключите услугу «Стоп кредит» в eGov/eGov Mobile.
При подозрительной активности немедленно блокируйте карты.
Подавайте заявления в полицию — либо в отделении, либо через eOtinish, прилагайте к нему все доказательства (скрины, SMS, номера звонков).

Повышайте финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!
Что такое налоговые вычеты и как их применить в 2025 году
Инвестирование: как начать и избежать распространенных ошибок
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Ошибочный перевод, что делать: пошаговая инструкция
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Новые правила: как теперь коллекторы работают с должниками