
Граждане могут получить бесплатную консультацию по всем проблемным вопросам, связанным с микрокредитами. Данную услугу оказывают Центр по защите прав потребителей микрофинансовых услуг и микрофинансовый омбудсман , функционирующие при Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК).
Fingramota.kz расскажет подробнее, как заемщикам-физлицам в досудебном порядке урегулировать спорные вопросы с МФО.
Для защиты прав заемщиков, которые столкнулись с нарушениями своих прав при взаимодействии с микрофинансовой организацией, а также в целях усиления механизма досудебного урегулирования задолженности граждан в сентябре 2022 года в Казахстане при АМФОК созданы специальный общественный орган – Центр по защите прав потребителей микрофинансовых услуг (Центр) и микрофинансовый омбудсман – для разрешения споров и разногласий между заемщиками и МФО.
В настоящее время микрофинансовым омбудсманом является Серикбай Башанов, имеющий большой стаж работы на руководящих должностях в уполномоченном органе по финансовому контролю и надзору и в банках.
С какими вопросами могут обратиться заемщики МФО?
Заемщики, испытывающие финансовые трудности, могут обратиться в Центр для:
- получения бесплатного и оперативного содействия в реструктуризации задолженности перед МФО (предоставление отсрочки, нового графика погашения и т.п.);
- подачи жалоб и заявлений в случае, если МФО отказывается идти навстречу клиенту или вообще не отвечает на его обращение;
- подачи жалоб и заявлений по фактам нарушения законодательства или оскорбительного, неэтичного обращения сотрудников МФО.
В свою очередь омбудсман помогает урегулировать споры, возникающие из договора о предоставлении микрокредита, между микрофинансовой организацией и заемщиком, если МФО отказывается разрешить проблему заемщика.
Что нужно сделать перед тем, как обратиться к омбудсману?
Прежде чем подать обращение микрофинансовому омбудсману, сначала необходимо принять меры по самостоятельному урегулированию спорного вопроса с кредитором. Для этого обязательно обратитесь в микрофинансовую организацию с заявлением в письменной или электронной форме. МФО в течение 15 календарных дней обязана рассмотреть ваше заявление и дать ответ.
В случае, если компромисс найти не удалось, тогда вы можете обратиться за помощью в Центр. Однако если решение, принятое МФО после обращения в Центр вас также не удовлетворило, то вы вправе обратиться к омбудсману.
Как подать обращение омбудсману?
1 шаг. Соберите перечень следующих документов:
- Удостоверение личности;
- Договор о предоставлении микрокредита;
- График погашения;
- Дополнительные соглашения к договору о предоставлении микрокредита (при наличии);
- Заявления/обращения в микрофинансовую организацию;
- Договор о залоге недвижимого имущества (при наличии);
- Дополнительные соглашения к договору о залоге недвижимого имущества (при наличии);
- Документы подтверждающие попытки урегулировать спорные вопросы с МФО до обращения к омбудсману (заявления/обращения/ ответы МФО (при наличии).
- Справку об остатке ссудной задолженности на текущую дату, которая включает в себя суммы: остатка основного долга, в т.ч. просроченного; начисленного вознаграждения, в т.ч. просроченного; начисленных и оплаченных штрафов; оплаченного основного долга/ вознаграждения.
2 шаг. Заполните заявление, форму которого можно скачать на сайте омбудсмана https://mfohelp.kz/, и отправьте обращение на электронный адрес manager@mfohelp.kz, приложив все вышеперечисленные документы.
3 шаг. Необходимо предоставить согласие на раскрытие персональных данных, заполнив две формы:
- Согласие на раскрытие тайны предоставления микрокредита;
- Согласие на сбор и обработку персональных данных. Формы согласий также представлены на сайте микрофинансового омбудсмана.
Как обратиться в Центр?
По всем вопросам защиты прав потребителей микрофинансовых услуг, в том числе предоставления отсрочки по микрокредиту, вы можете обратиться в Центр по телефону: +7 771 933 34 44.
Подробнее читайте в разделе "Кредиты"