Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) осуществляет мониторинг и анализ допущенных финансовыми организациями нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и применяет меры воздействия и административные взыскания.
За I квартал 2021 года в отношении банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых (перестраховочных) организаций, коллекторских агентств, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность и кредитного бюро, применено 31 рекомендательная мера надзорного реагирования, 10 письменных предписаний и 28 административных взысканий на общую сумму 6 938,9 тыс. тенге.
За I квартал 2021 года в ходе осуществления контрольных и надзорных функций в отношении банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций (далее – банки) за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:
- 28 рекомендательных мер надзорного реагирования;
- 3 письменных предписания;
- 10 административных взысканий
Результаты проведенного анализа показали, что банками в большинстве случаев допускались нарушения по:
За I квартал 2021 года общая сумма административных взысканий в отношении банков составила 2 691,3 тыс. тенге.
Основными нарушениями, допущенными банками, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись:
О выявленных нарушениях, допущенных страховыми (перестраховочными) организациями в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг
За I квартал 2021 года Агентством в отношении страховых (перестраховочных) организаций за нарушение прав и законных интересов потребителей финансовых услуг применено:
- 3 рекомендательных меры надзорного реагирования;
- 1 административное взыскание.
Рекомендательные меры надзорного реагирования были применены за:
Сумма вынесенного административного взыскания в отношении страховой (перестраховочной) организации составила 277,8 тыс. тенге. Нарушением, допущенным страховой (перестраховочной) организацией, за которое предусмотрена административная ответственность, являлось неосуществление страховой выплаты.
О выявленных нарушениях, допущенных организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг
Агентством, при выявлении неправомерных действий или бездействия должностных лиц и работников ООМФД, несоблюдения требований законов Республики Казахстан и нормативных правовых актов уполномоченного органа, применяются ограниченные меры воздействия и санкции.
В качестве одной из ограниченной меры воздействия к ООМФД применяется обязательное для исполнения письменное предписание.
По итогам выявленных за I квартал 2021 года нарушений в отношении ООМФД применено:
- 3 письменных предписания;
- 7 административных взысканий.
Результаты проведенного анализа показали, что ООМФД были допущены нарушения, связанные с:
Общая сумма вынесенных административных взысканий в отношении ООМФД составила 802,1 тыс. тенге.
Основными нарушениями, допущенными ООМФД, за которые предусмотрена административная ответственность, являлись:
О выявленных нарушениях, допущенных коллекторскими агентствами в рамках защиты прав потребителей финансовых услуг
Финрегулятором при нарушении коллекторским агентством законодательства Республики Казахстан о коллекторской деятельности, банковского законодательства Республики Казахстан либо законодательства Республики Казахстан о микрофинансовой деятельности, выявлении неправомерных действий или бездействия руководящих и иных работников коллекторского агентства, взаимодействующих с должником согласно Правилам осуществления коллекторской деятельности, определенным статьей 5 Закона Республики Казахстан «О коллекторской деятельности» применяются ограниченные меры воздействия и санкции.
Так, одной из ограниченных мер воздействия, является обязательное для исполнения письменное предписание на принятие коллекторским агентством обязательных к исполнению коррективных мер, направленных на устранение выявленных нарушений и (или) причин, а также условий, способствовавших их совершению, и (или) на представление в установленный срок плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и (или) причин, а также условий, способствовавших их совершению.
По итогам выявленных за I квартал 2021 года нарушений в отношении коллекторских агентств применено:
- 3 письменных предписания;
- 10 административных взысканий.
Результаты проведенного анализа показали, что коллекторскими агентствами были допущены нарушения, связанные с осуществлением:
За I квартал 2021 года общая сумма административных взысканий в отношении коллекторских агентств составила 3 167,7 тыс. тенге.
Нарушения, допущенные коллекторскими агентствами, за которые предусмотрена административная ответственность, следующие:
- несообщения должнику и третьему лицу, связанному/не связанному обязательствами с кредитором в рамках договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита, полной информации, регламентированной Правилами;
- неосуществления фиксации процесса взаимодействия с помощью средств аудио- или видеотехники в помещениях коллекторского агентства;
Для полного обзора и самостоятельного определения потребителями финансовых услуг эффективности и качества услуг, предоставляемых тем или иным банком, страховой (перестраховочной) организацией, ООМФД, коллекторским агентством и кредитным бюро, Агентство размещает информацию о принятых мерах надзорного реагирования (кроме рекомендательных мер надзорного реагирования) и санкциях (штрафах) на официальном интернет-ресурсе Агентства.
Потребители финансовых услуг в случае нарушения своих прав могут обратиться в Агентство и по территориальной принадлежности в Управления региональных представителей Агентства:
- письменно в Агентство по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, Коктем 3, д.21;
- по телефонам горячей линии: +7 (727) 237 1000 (режим работы: понедельник-пятница с 9.00 до 17.00);
- посредством электронной почты: info@finreg.kz, TAL@finreg.kz;
- посредством мобильного приложения «Fingramota Online» (доступны для скачивания в App Store, в Play Market, также доступна web-версия);
- в Управления региональных представителей Агентства (контактные данные указаны на сайте Агентства).
Также можно обратиться к:
- банковскому омбудсману, осуществляющему урегулирование разногласий, возникающих из договора ипотечного займа, между банком и заемщиком - физическим лицом с целью достижения согласия об удовлетворении прав и охраняемых законом интересов заемщика и банка, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций.
Реквизиты банковского омбудсмана: A05H8F4, г.Алматы, пр. Н. Назарбаева, д.175 офис 302., тел.: +7 (727) 261-22-16, +7 (727) 983-30-16, +7 708 983 30 16, е-mail: office@bank-ombudsman.kz, www.bank-ombudsman.kz.
- страховому омбудсману, независимому в своей деятельности физическому лицу, осуществляющему на безвозмездной основе урегулирование взаимоотношений между страхователями (выгодоприобретателями) и страховщиками, возникающих из договоров обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.
Реквизиты страхового омбудсмана: 050042, Республика Казахстан, г.Алматы,
ул. Рыскулбекова 28/7, 2 этаж (в здании АО ФГСВ), e-mail: office@omb.kz, www.insurance-ombudsman.kz, тел/факс +7 (727) 382 41-74, +7(727)265-54-70, +7 708 151 5235.
Как распознать фишинговые сайты: основные приметы и полезные рекомендации
Быстро, удобно и полезно: почему автовладельцам стоит обратить внимание на Европротокол
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Как работают инвестиционные приложения для начинающих?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
«Стоп-кредит»: как это работает и может ли уберечь от мошенников