Как получить возмещение, если наступил страховой случай? Памятка для страхователя

Для чего нужна страховка, от каких непредвиденных ситуаций она сможет вас финансово защитить, какие виды страхования бывают и на что обратить внимание при выборе страховой компании, мы рассказывали нашим читателям в наших ранее опубликованных материалах .

Сегодня Fingramota.kz рассмотрит алгоритм действий страхователя при наступлении страхового случая.

Страховой случай - событие, с наступлением которого договор страхования предусматривает осуществление страховой выплаты. Такое определение дается в Гражданском кодексе Республики Казахстан. Иными словами, это событие, за которое страховая компания выплачивает определенную компенсацию. Страховой случай важно отличать от страхового риска. В данном контексте случай - это то, что уже произошло, а риск - то, что гипотетически может произойти. Страховка оформляется для защиты от рисков. А компенсация выплачивается при наступлении страхового случая.

Условия наступления страхового случая

Чтобы событие стало страховым случаем, оно должно отвечать нескольким критериям. Это случайность и неожиданность происшествия, и одновременно причинение вреда имуществу или страхователю, то есть страховое событие должно произойти одновременно и повлечь за собой определенный ущерб страхователю. Данный факт оценивается страховой компанией в денежном эквиваленте в зависимости от суммы страхования. К примеру, вы попали в дорожно-транспортное происшествие, по результатам которого повредили бампер автомобиля. Однако ранее вы разбили зеркало. Страховая компания выплатит вам компенсацию за бампер, а за зеркало - нет.

Что не относится к страховым случаям

Некоторые события не включаются в страховые случаи -законодательством это запрещено. К примеру, проигрыш при азартных играх или противоправные действия, заведомо нарушающие законодательство РК.

Кроме того, в ряде случаев законодательство освобождает страховщика от выплаты компенсации. Так, по статье 935 Гражданского кодекса РК «вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит», а также размер возмещения должен быть уменьшен «если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда».

К примеру, если страховой случай наступил в результате какой-то радиации, массовых беспорядков или военных действий.

Поэтому важно всегда внимательно читать договор страхования - в нем всегда прописаны исключения из списка страховых случаев.

Что делать при наступлении страхового случая

При наступлении страхового случая важно как можно скорее связаться со страховой компанией. Сроки, в которые важно сообщить о страховом случае, прописаны в договоре страхования. Они всегда ограниченны, поэтому лучше не откладывать звонок в страховую.

Страховщик объяснит, какие документы, подтверждающие наступление страхового случая, нужно собрать и предоставить. Чаще всего требуются удостоверение личности, полис, медицинские документы (если речь о страховании жизни и здоровья), заключения экспертов (если речь о вреде недвижимости), протокол от аварийного комиссара (если произошло ДТП).

Вместе с документами нужно будет заполнить заявление - бланк обычно предоставляет страховщик, либо можно скачать на сайте компании или оформить в их мобильном приложении. После передачи заявления и подтверждающих документов остается ждать решения. Если оно будет положительным, вы получите страховую выплату.

Подробнее читайте в разделе "Страхование"