Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) опубликовало обзор финансового сектора за май 2021 года. С какими вопросами обращались граждане в финрегулятор в мае текущего года, расскажет Fingramota.kz.
В мае 2021 года деятельность Агентства в вопросах защиты прав потребителей в основном была связана с рассмотрением заявлений заемщиков об оказании содействия и принятии мер для снижения их долговой нагрузки.
За отчетный период Агентством рассмотрено 1 194 обращений физических и юридических лиц, связанных с деятельностью финансовых организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, а также коллекторских агентств, что в сравнении с апрелем 2021 года меньше на 19,3% (или 285 обращений). Наибольшая доля обращений пришлась на банковский сектор (банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций), которая составила 77% от общего количества обращений.
В частности, граждане обращались по вопросам деятельности организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность – 10%, субъектов страхового рынка – 2,5%, коллекторских агентств – 4,5%, а также иных организаций – 6% от общего количества рассмотренных обращений.
Примененные меры воздействия и санкции
За май 2021 года по выявленным нарушениям законодательства Республики Казахстан в действиях банков второго уровня, страховых (перестраховочных) организаций, коллекторских агентств и организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность Агентством применено 13 рекомендательных мер надзорного реагирования, 9 письменных предписаний и 6 административных взысканий на общую сумму 1, 6 млн тенге, в том числе в отношении:
1) банков второго уровня – 12 рекомендательных мер надзорного реагирования, 1 письменное предписание;
2) страховых (перестраховочных) организаций – 1 рекомендательная мера надзорного реагирования;
3) коллекторских агентств – 1 письменное предписание, 3 административных взыскания на общую сумму 641,7 тыс. тенге.
4) организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность – 7 письменных предписаний, 3 административных взыскания на общую сумму 1,05 млн тенге.
О ходе реализации программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов)
Рефинансирование ипотечных жилищных займов (ипотечных займов) осуществляется 18 банками и 3 ипотечными организациями.
В рамках первой части Программы, направленной на сохранение единственного жилья заемщиков, получивших ипотечные займы в период с 2004 по 2009 годы, банками на 1 июня 2021 года одобрено 29 165 заявок на рефинансирование на сумму 185,6 млрд тенге, рефинансировано 28 206 займов на сумму 173,3 млрд тенге, из них с 2020 года рефинансировано 1 556 займов на сумму 15 млрд тенге.
В рамках второй части Программы банками в декабре 2020 года завершена конвертация валютных ипотечных займов, выданных до 1 января 2016 года. За период реализации первой и второй частей Программы банками проведена конвертация 27 202 валютных ипотечных займов на сумму 222,6 млрд тенге.
В рамках третьей части Программы банками проводится работа по оказанию ипотечным заемщикам, займы которых ранее были рефинансированы в рамках Программы по категории СУСН, дополнительной помощи в виде уменьшения задолженности заемщика и установления льготных графиков погашения, а также возврату в собственность заемщика единственного жилья, числящегося на балансе банка.
На текущий момент дополнительная помощь оказана 3 194 заемщикам на сумму 15,7 млрд тенге.
Полную версию финансового обзора можно найти по ссылке.
Мошенники «в тренде»: реальные случаи обмана и способы защиты
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
«Боюсь потерять свои деньги»: безопасны ли бесконтактные платежи
Что влияет на кредитную историю и как ее улучшить
Развитие финансовой инклюзии – один из ключевых приоритетов регулятора
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»