Канат Елшибеков, финансовый эксперт АО «Народный банк Казахстана»

Сегодня распространены несколько схем мошенничества, с которыми я часто сталкиваюсь в своей работе при обработке обращений с гражданами.

Схема первая – телефонное мошенничество.

На мобильный номер потенциальной жертвы поступает звонок якобы от сотрудника банка, Национального Банка Казахстана, полиции или прокуратуры. Звонящий сообщает о действиях мошенников, которые якобы успели оформить кредит. Чтобы его аннулировать, необходимо оформить «зеркальный» кредит. Для этого надо пройти в отделение банка или зайти в банковское мобильное приложение, оформить новый кредит и перевести все деньги (кредитные и собственные средства) со своих счетов, в том числе хранящиеся на депозите, на «безопасный» счет или в «страховую ячейку». Такие термины используют только мошенники!

После перевода денег, совершенного гражданами добровольно, вернуть их уже невозможно, так как преступники сразу переводят средства на другие счета и в последующем выводят средства через банкоматы или обменивают на криптовалюту.

Схема вторая – так называемые «инвестиции собственных средств в проекты крупных компаний» и получение в дальнейшем высокого дохода.

В интернете, особенно в социальных сетях, распространяется ложная информация от «лжефинансовых компаний» с предложениями инвестировать денежные средства в крупные проекты, от имени банков, перерабатывающих компаний, с обещанием высокой и гарантированной доходности.

Схема третья – обман продавцов товаров, подавших объявления на сайтах бесплатных объявлений. Мошенники представляются покупателями и под разными предлогами стараются, чтобы продавцы перешли по фишинговым ссылкам и оставили на поддельных сайтах свои личные и платежные данные.

На уловки мошенников попадаются люди практически всех возрастных категорий и разных социальных слоев, особенно лица с инвалидностью и пожилые граждане.

Запомните, банк никогда не торопит клиента, потому что, в случае возникновения подозрений, банк блокирует операции и только потом звонит клиенту. Работник банка в разговоре никогда не пугает и не давит на клиента.

Если вам сообщают о несанкционированных операциях по вашей карте, счету и далее просят перевести средства на «безопасный счет», «страховую ячейку», знайте – это мошенники.

Если вам сообщают о незаконном оформлении кредита на ваше имя и в целях его «аннулирования» просят оформить «зеркальный» кредит – это мошенники.

Только мошенники просят установить/скачать на свой мобильный телефон приложения Any Desk, TeamViewer, Skype. Им это нужно, чтобы удаленно подключиться к вашему мобильному телефону, на котором установлено банковское приложение, и уже без вашего участия и согласия совершить хищение денежных средств. И только мошенники высылают различные фишинговые ссылки, чтобы завладеть вашими персональными и платежными данными. Поэтому не вводите номер карты, срок ее действия и трехзначный код (CVV/CVC), а также код из SMS-сообщения на сайтах, проводящих различные розыгрыши гарантированных призов и опросы за деньги, в том числе для участия в выгодных «инвестиционных проектах».

Если вы успели сообщить мошенникам конфиденциальную информацию о себе и своей карточке, то необходимо незамедлительно уведомить о произошедшем свой банк для блокировки счетов и обратиться с официальным заявлением в правоохранительные органы!