Онлайн-банкинг – удобный инструмент, позволяющий получать банковские услуги удаленно, не выходя из дома. Не надо идти в отделение банка, нет необходимости стоять в очередях, чтобы оплатить коммунальные или другие услуги, подвергая свое здоровье опасности. Минимум контактов – максимум доступности.
Что же такое онлайн-банкинг, и чем он отличается от мобильного банкинга?
Это способы удаленного управления деньгами на счете. Доступ может осуществляться через веб-сайт банка (онлайн-банкинг) или его мобильное приложение (мобильный банкинг). И таким образом можно отслеживать движение денег на счете, оплачивать различные услуги, налоги и штрафы, переводить деньги близким, пополнять депозиты и управлять кредитными продуктами.
Наиболее удобно производить эти операции с помощью мобильного банкинга. Установите его на свой смартфон или планшет, и вы сможете за считанные секунды выполнить нужные операции, не открывая вкладки в браузере и не теряя времени на загрузку интернет-страницы с личным кабинетом.
Какими услугами можно воспользоваться через мобильный и онлайн-банкинг?
Можно производить любые операции с организациями, с которыми у вашего банка есть договор. Чем шире эта сеть, тем больше услуг вы сможете получить в удаленном формате.
Первое и основное, что можно делать в любом мобильном и онлайн-банкинге – отслеживать свои счета. Вам будет доступна все информация о движении денежных средств: когда поступили деньги, когда были сняты, в каком размере, какие комиссии были удержаны.
Зачем это нужно? Чтобы не дать шанса мошенникам украсть ваши деньги! Отслеживая все операции по картам, можно заметить подозрительную активность и сразу же обратиться в свой банк. Сегодня банки предлагают SMS-оповещение или push-уведомления, при наличии у телефона постоянного доступа в интернет.
Очень удобно посредством мобильного или онлайн-банкинга оплачивать услуги и товары: начиная с коммунальных, мобильной связи и заканчивая покупкой страхового полиса. К примеру, вы можете оперативно оплатить квитанции за детский садик, ипотеку и другое. Для удобства и экономии времени можно создать автоматический платеж, и нужная сумма будет списываться регулярно в заданный вами период.
Функция переводов также доступна в мобильном и онлайн-банкинге. С ее помощью можно переводить деньги между своими счетами, с карты на счет и обратно, на другую карту, в том числе и зарубежную, пополнять электронные кошельки, при наличии такой услуги.
Кроме того, с помощью этих инструментов вы можете дистанционно открывать и пополнять вклады (вручную или автоматически), отслеживать рост процентов, переводить деньги с депозита на карту, конвертировать деньги между валютами (если у вас открыт мультивалютный вклад).
Кредитные продукты также могут быть доступны в онлайн-режиме. В мобильном банкинге всегда можно ознакомиться с условиями договора кредитования, узнать дату и сумму следующего платежа, погашать долги по кредитной карте. Помните, что любой кредит – это большая ответственность. Поэтому взвесьте все «за» и «против», проанализируйте свое финансовое положение, сможете ли вы оплачивать кредит, если останетесь без заработка или здоровье подведет.
Управлять платежными картами, заказать новую или экстренно закрыть действующую карту – все это тоже можно сделать через мобильный или онлайн-банкинг. С помощью специального алгоритма, разработанного Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка совместно с участниками рынка в 2020 году, теперь открыть банковскую карту можно дистанционно без визита в отделение.
В онлайн-режиме можно даже бронировать посещения в отделения банков. Это очень удобно, не нужно стоять в очередях, тратить драгоценное время. Некоторые банки предлагают доставку банковских карт в любую точку страны. Ознакомьтесь с правилами, возможностями и тарифами банка, чтобы выбрать себе наиболее подходящие.
Одной из удобных функций мобильного и онлайн-банкинга является проверка штрафов за нарушение ПДД и получение информации о другой задолженности. Достаточно ввести свой ИИН и, в случае наличия штрафов, их можно оплатить в режиме онлайн.
Безопасность онлайн-покупок
Для безопасности онлайн-покупок лучше использовать виртуальную карту, которую также можно оформить в мобильном или онлайн-банкинге (доступность услуги нужно уточнить у своего банка).
Как это работает? Перед тем как оплатить товар или услугу, вы переводите деньги с основной карты на виртуальную через онлайн-банкинг и затем оплачиваете с виртуальной карты. При этом реквизиты основной банковской карты не раскрываются для сторонних сайтов, что позволяет свести к минимуму риск воровства денег с вашей основной карты, если вдруг выяснится, что сайт принадлежит мошенникам.
Как начать использовать мобильный и онлайн-банкинг?
Чтобы получить к ним доступ и начать пользоваться всеми преимуществами, некоторые банки просят обратиться в свои отделения с документом, удостоверяющим личность. Один из способов активации сервиса – через банкомат или веб-сайт банка, в котором вы обсуживаетесь или хотите открыть карту. Для пользования мобильным банковским приложением нужно установить его в свой гаджет и пройти авторизацию. Здесь важно, чтобы ваш номер мобильного телефона был зарегистрирован в банке, ведь на него придет SMS-сообщение с одноразовым паролем. Это код подтверждения, который нужно ввести для входа в личный кабинет.
После регистрации в отделении или удаленно для каждого клиента создается личный кабинет, для входа в который нужно вводить логин и пароль клиента.
Насколько безопасно использовать мобильный и онлайн-банкинг?
Конечно, банки принимают всевозможные меры, направленные на повышение безопасности своих онлайн-сервисов. Ведь безопасность равнозначна репутации. Но одно дело – надежно защищенная система банка, и другое – интернет-браузер в телефоне или компьютере клиента.
«Территорию клиента» то и дело атакуют финансовые мошенники, изобретая разнообразные фишинг-схемы. К примеру, когда клиент попадает на подставные сайты, имитирующие официальный интернет-ресурс банка с личным кабинетом. Стоит клиенту один раз ввести свои логин и пароль на таком фальшивом сайте, как через некоторое время его счета могут быть опустошены мошенниками.
Поэтому никогда и ни при каких обстоятельствах не сообщайте никому пароль от своего приложения для доступа в интернет-банкинг. Проверяйте адрес: он должен начинаться с https://, а не с http://. Никогда не заходите на страницу банка по сомнительным ссылкам, которые приходят на электронную почту или через SMS-сообщения.
Это могут быть происки финансовых мошенников
Если вы пользуетесь мобильным банкингом, то должны соблюдать меры безопасности, чтобы ваш смартфон не попал в руки злоумышленников. Обязательно установите сложные пароли на сотовый телефон и банковское мобильное приложение. Лучше всего выбирать телефоны с дополнительной защитой, которые можно разблокировать отпечатком пальцев или по лицу владельца. Существуют приложения, позволяющие стереть все данные с телефона, если он будет потерян, главное, чтобы он был подключен к Сети. И обязательно заблокируйте все карты, привязанные к телефону, в случае его утери.
Уменьшить возможный ущерб от мошеннических действий поможет ограничение (лимит) суммы денежных переводов.
Стоит помнить, что в большинстве случаев злоумышленники получают доступ к мобильному и онлайн-банкингу благодаря неосведомленности клиента, его доверчивости и беспечности, поэтому будьте бдительны!
Берегите себя и свои деньги, повышайте свою финансовую грамотность вместе с Fingramota.kz!
Почему нельзя «раскрывать все карты» незнакомцам
Fingramota.kz поддерживает акцию «Stop-мошенничество»
О внесении изменений и дополнений в порядок заключения договора о предоставлении микрокредита
Обучающая лекция по финансовой грамотности организована регулятором для сотрудников добывающих компа...
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Тренинг для педагогов по теме защиты от мошенников провели в Алматы представители финрегулятора