1 октября 2021
Вступили в силу поправки в Законы о банках и банковской деятельности, а также микрофинансовой деятельности, в части введения единого правового режима урегулирования банками и микрофинансовыми организациями (МФО) проблемной задолженности заемщика.
Напомним, что 24 мая 2021 года Президент Казахстана Токаев К.К. подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности в Республике Казахстан».
20 дней
Именно в такой срок, согласно новому механизму урегулирования, банки и МФО обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке. В уведомлении кредиторы должны также проинформировать граждан о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, рассказать им об их праве обратиться в банк или МФО и последствиях невыполнения своих обязательств по кредитам и микрозаймам.
30 дней
С даты наступления просрочки заемщики должны обратиться в кредитную организацию для реструктуризации займов с письменным заявлением или иным способом, который прописан в кредитном договоре. В заявлении необходимо указать, в связи с чем возникла просрочка, предложить свои варианты возможной реструктуризации и предоставить подтверждающие документы, свидетельствующие о снижении доходов и невозможности оплачивать по своим обязательствам.
Заявление заемщика подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению банком и МФО. При представлении неполных сведений заемщик предоставляет их в течение 5 рабочих дней.
15 дней
В течение 15 календарных дней кредитные организации и МФО должны предоставить ответ, а именно дать согласие, принимая предложенные заемщиком изменения в условия договора банковского займа/микрокредита, предоставить свои предложения по изменению условий договора банковского займа/микрокредита или отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.
Условия реструктуризации, предложенные заемщиком или кредитором, могут быть в виде: снижения ставки вознаграждения, отсрочки платежа, изменения метода погашения, увеличения срока займа, уменьшения долговой нагрузки (просроченный основной долг, вознаграждение, неустойка и иные виды платежей и комиссий), самостоятельной реализации недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, или представлением отступного путем передачи залогового имущества кредитору, реализации недвижимого имущества, с передачей обязательства покупателю. Также внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения банком.
Если компромисс не найден?
Если заемщику не удалось достичь согласия с кредитором по условиям реструктуризации займа, он вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.
При этом заемщик обязательно должен предоставить подтверждение своего обращения в банк или МФО и недостижения взаимоприемлемого решения. Агентство в рамках своих полномочий проводит документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий кредитной организации.
В этот период кредитор не вправе начинать процедуры взыскания заложенного имущества должников, относящихся к социально уязвимым слоям населения.
Кредит - это большая ответственность!
Подходите крайне взвешенно и аккуратно к вопросам оформления кредитов и микрозаймов, чтобы избежать такой проблем в будущем. Заемщик должен четко понимать, что кредит — это ответственность, и любой кредит необходимо возвращать. Все это надо учитывать при оценке своих финансовых возможностей перед тем, как обращаться в кредитную организацию. Также напомнаем о коэффициенте долговой нагрузки, то есть ежемесячный платеж заемщика не должен превышать половины его официального доход.
Помните, что положительный выход из ситуации в интересах не только заемщика, но и кредитора. Поэтому, чем раньше будут приняты меры по урегулированию такого вопроса, как реструктуризация займа, тем скорее будет найден вариант, устраивающий обе стороны.
Пенсионерам на заметку: какие схемы придумывают мошенники по телефону
«Боюсь потерять свои деньги»: безопасны ли бесконтактные платежи
Погасить кредит досрочно – выгодно!
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Квишинг: как мошенники атакуют гаджеты казахстанцев