В реализацию поручения Главы государства с 1 января по 1 апреля 2021 года завершено лицензирование микрофинансовой деятельности. С начала текущего года лицензии получили 1012 субъектов рынка микрокредитования, из них: 593 ломбарда, 205 кредитных товариществ, 214 микрофинансовых организаций (далее МФО), в том числе 20 компаний онлайн-кредитования. Лицензирование предусматривает жесткие требования к акционерам и менеджменту компаний, в том числе к наличию достаточной квалификации и отсутствию судимости.

Агентством продолжена работа по повышению прозрачности сектора и очищению рынка от недобросовестных участников. В настоящее время в процессе ликвидации находятся 3 659 микрокредитных организаций: 1 761 ломбардов, 1 222 кредитных товарищества, 676 МФО, в том числе 7 компаний онлайн-кредитования.

В целях ограничения чрезмерного роста микрокредитования и защиты прав заемщиков введены предельные ставки вознаграждения и коэффициент долговой нагрузки, повышены пруденциальные стандарты по минимальному размеру капитала микрофинансовых организаций. Для действующих субъектов предусматривается поэтапное до 2023 года повышение минимальных значений капиталов для МФО с 30 млн. тенге до 100 млн. тенге, для кредитных товариществ – с 10 млн. тенге до 50 млн. тенге, для ломбардов – с 10 млн. до 70 млн. тенге. При этом, вновь создаваемые организации должны сформировать уставный и собственный капитал на уровне повышенных минимальных значений.

Для развития микрокредитования предпринимателей в сельских отдаленных районах созданы 15 новых МФО с участием НПП «Атамекен» для кредитования выпускников проекта «Бастау Бизнес».

Для повышения прозрачности и дисциплины субъектов микрофинансового рынка, а также ужесточения требований и введения дополнительных ограничений для МФО в мае 2021 года вступил в силу Закон о регулировании банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности.

Законом вводится единый обязательный для банков и микрофинансовых организаций правовой режим урегулирования просроченной задолженности граждан по кредитам. В результате введения законодательных норм весь процесс урегулирования проблемной задолженности сократится в два раза – со 180 до 90 дней.

В рамках повышения грамотности населения и недопущения введения их в заблуждение, Законом введена обязанность МФО указывать ГЭСВ при распространении и размещении рекламы. Это позволит потребителям на начальной стадии объективно оценить свои возможности с учетом получаемых ими займов и избежать трудностей с погашением займов в будущем. Кроме того, установлены требования к содержанию, оформлению, обязательным условиям договора о предоставлении микрокредита.

В условиях распространения дистанционного формата выдачи микрокредитов наблюдались факты интернет-мошенничества. Для противодействия финансовому мошенничеству, связанному с незаконным получением персональных данных граждан для получения фиктивных кредитов, Агентством ужесточены требования по идентификации клиентов. Для этого, 30 апреля текущего года Агентством принят обязательный для всех микрофинансовых организаций новый порядок идентификации клиентов при выдаче микрокредитов электронным способом. Согласно новым требованиям теперь для аутентификации клиента предусмотрено использование одного из трех способов: электронная цифровая подпись, представленная Национальным удостоверяющим центром, биометрическая идентификация посредством использования услуг ЦОИД КЦМР Национального Банка или двухфакторная аутентификация. Выдача микрокредитов без проведения идентификации клиента запрещена.

На системном уровне Агентством усиливается межведомственное взаимодействие с правоохранительными органами для выявления мошеннических кредитов. Для этого Агентством совместно МВД будет усилен мониторинг фиктивных заемных операций, оптимизированы внутренние алгоритмы оперативного реагирования по выявленным фактам и разработке механизма списания задолженности заемщиков по незаконным микрокредитам.

Эти меры позволят существенно снизить факты мошенничества при выдаче онлай-микрокредитов и защитить потребителей финансовых услуг.