Мы живем в удивительно интересную и сложную эпоху: с одной стороны, мы можем за несколько секунд получить любую интересующую нас информацию, а с другой рискуем нарваться на фейки и хайп-схемы. Почему нельзя верить всему, что есть в интернете, и как обеспечить свою информационную безопасность рассмотрим вместе с Fingramota.kz.
Фейки и хайп-схемы — что это такое?
Казалось бы, сегодня мы понимаем, что такое фейки и почему им нельзя верить. Тем не менее, министерства и прочие госорганы каждый месяц развенчивают очередную недостоверную информацию, которой поверили тысячи людей, и кто-то из них даже успел потерять деньги.
Из последних примеров: в социальных сетях и мессенджерах распространилась информация о том, что казахстанцам, которые родились с 1949 по 2010 годы, якобы положены выплаты в размере 70 000 тенге. А для получения средств нужно было перейти по ссылке — конечно, вредоносной. Между тем, такого вида социальной помощи не существует, и через ссылку мошенники хотели получить личные данные доверчивых граждан. Вся информация о пособиях, выплатах и льготах распространяется исключительно посредством СМС-сообщений с номера 1414.
Еще один пример: в социальной сети Facebook распространялась реклама, которая обещала бесплатные бьюти-боксы за опрос от известного магазина «Золотое яблоко». Женщина убеждала, что раскрыла некий «секрет», благодаря которому можно получить бесплатную продукцию. Однако в самом магазине заявили, что никакой акции или тайного способа получить бьюти-боксы нет — более того, их нет даже в продаже, не то, что бесплатно. А сайты, на которые вела ссылка, просили данные и потом крали деньги с карты. Также мошенники организовали некие опросы от имени «Золотого яблока», после которых просили ввести номер карты для «получения приза». И в итоге люди теряли деньги, потому что никаких призов в реальности не было.
Также помимо фейков, есть много других мошеннических уловок — например, хайп-схемы. С ними злоумышленники привлекают внимание к своему контенту через:
кликбейтные заголовки типа «Вы не поверите, сколько денег можете получить от государства!»;
выдуманные трагедии или сенсации — пример с мальчиком, которого блогер Daricorn сняла на камеру без согласия родителей, а потом смонтировала так, что исказила его ответ так, что ребенка стали буллить в соцсетях, школе и среди знакомых пока в дело не вмешались уполномоченная по правам детей Динара Закиева и госорганы;
искажение событий для роста подписчиков, репостов, продаж — к такому часто прибегают блогеры в соцсетях, выдумывая слезливые истории о разводах, банкротстве и так далее, вымогая у подписчиков деньги или предлагая им в поддержку пройти какой-то курс.
Однако сильнее всего бьют по людям финансовые хайп-схемы — здесь на сцену выходят хорошо известные нам финансовые пирамиды, которые маскируются под выгодные инвестиционные схемы, клубы «успешных людей» и магазины с якобы выгодными ценами. Из самых известных примеров можно вспомнить:
выгодные инвестиции — финансовая пирамида Finiko обещала 20–30% доходности в месяц своим вкладчикам. В итоге люди потеряли десятки миллионов тенге;
лже-экопроекты или «зеленые инвестиции» — мошенники предлагали казахстанцам вложиться в солнечные электростанции и обещали 3000% годовых, но вкладчики только потеряли свои деньги — порядка 300 миллионов тенге;
закрытый «Клуб миллионеров» в Кокшетау, обещавший людям раскрыть секреты успеха за взнос в 100 000 тенге, но 3 000 вкладчиков потеряли около 600 миллионов тенге, и ничего нового не узнали.
«зарубежные инвестиционные компании» — такой прикидывалась финансовая пирамида Sincere Systems Group. Людям предлагали вложиться в якобы высокодоходные проекты: выращивание и реализация медицинского каннабиса, а также прочие «инновационные» направления. У финпирамиды был специальный сайт с личными кабинетами пользователей, которые могли пополнять счета внутренними токенами SWP и SWCT в обмен на фиатные деньги. Однако все их средства мошенники присваивали себе — а это более 52 миллионов тенге.
Почему мы верим фейкам и хайп-схемам?
Любое мошенничество всегда работает на наших эмоциях: мы быстрее верим в то, что вызывает сильные эмоции — страх, гнев, удивление, сочувствие. И аферисты умело давят на наши эмоции.
Современные люди также страдают от информационного потока: социальные сети, телеканалы, новостные сайты дают столько данных, что их просто невозможно проверить. Поэтому чаще люди доверяют первому, что увидят, и что срезонирует с их опытом.
Не отстают и алгоритмы соцсетей — они работают таким образом, чтобы давать нам не факты, а то, что вызовет быструю реакцию — скандалы и провокации.
Подробнее читайте в разделе "Осторожно,мошенники"
Фейки и хайп-схемы: почему нельзя верить всему, что видишь в интернете?
Что такое налоговые вычеты и как их применить в 2025 году
Долгосрочные vs краткосрочные инвестиции: что выбрать?
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Шесть фактов о счете, который является «неприкосновенным»
Банкротство граждан в Казахстане: как это работает и какие новшества введены