Стереотипов о коллекторах сложилось много. Fingramota . kz развенчает их вместе с Назгуль Естеусизовой, председателем Национальной палаты коллекторов Казахстана.
Как должны коллекторы работать с заемщиками, что им позволено, а что нет – ответы на эти вопросы вы также можете найти в прямом эфире, запись которого сохранена в нашем Instagram-аккаунте.
Миф №1. Кредиторы обращаются к коллекторам сразу, как только возникла просрочка
На самом деле кредиторы – банки или микрофинансовые организации в течение 20 дней с момента возникновения просрочки уведомляют о ней заемщика. Этого требует порядок урегулирования проблемной задолженности по займам и микрокредитам граждан, который действует в Казахстане с 1 октября 2021 года. В уведомлении кредиторы сообщают заемщику о его праве подать заявление на реструктуризацию, но сделать это должнику необходимо в течение 30 дней, как возникла просрочка.
Если заемщик никак не реагирует, то кредиторы, как только просроченная задолженность будет составляет 90+ дней, вправе продать долги заемщиков коллекторскому агентству, передав в том числе свои права и обязанности по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита. Или кредитор может временно передать коллектору договор на досудебное взыскание и урегулирование задолженности, а также право на сбор информации, связанной с задолженностью.
Коллекторская деятельность осуществляется на основании порядка досудебного урегулирования задолженности. Согласно данному порядку, регламенту и правилам, определяемым законом о коллекторской деятельности, коллектор должен уведомить должника о наличии задолженности, необходимости ее урегулирования и последствиях непогашения задолженности.
Миф №2. С коллекторами взаимодействовать необязательно
На самом деле должники не имеют права не взаимодействовать с коллекторами, но третьи лица по закону могут отказаться от общения с ними. Коллектор, если у него не получается связаться с заемщиком, может позвонить родственникам и знакомым должника для того, чтобы установить место нахождения или контактные данные должника. Однако данное условие должно быть отражено в договоре банковского займа (микрокредита), заключенного с заемщиком.
Поэтому граждане, чьи долги переданы коллекторам, должны помнить о том, что по закону они обязаны извещать коллекторское агентство об изменении места жительства (юридический адрес), номера телефона, замене документов, удостоверяющих личность (в случае истечения срока действия, утери).
Должники, в свою очередь, могут взаимодействовать с коллекторами одним из следующих способов: личные встречи, телефонные переговоры, письменные или почтовые уведомления, все виды сообщений по сотовой связи, посредством интернета.
При этом заемщики вправе самостоятельно фиксировать процесс взаимодействия с работниками коллекторского агентства с помощью средств аудио- или видеотехники.
Миф №3. Коллектор может звонить и приходить когда угодно
На самом деле телефонные переговоры по инициативе коллекторского агентства должны осуществляться не более трех раз, с 8.00 до 21.00 часов в будние дни. При этом коллекторы не могут звонить с чужих телефонных номеров. Все телефонные номера коллекторских агентств для контактов с должниками официально зарегистрированы, и об этом коллекторские агентства уведомляют финансовый регулятор.
Что касается личных встреч, по месту жительства или месту регистрации заемщика, либо в помещении коллекторского агентства (филиала, представительства), то они должны происходить не более трех раз в неделю и только в будние дни с 8.00 до 21.00 часов.
Подробнее читайте в разделе "Кредиты"
Почему нельзя «раскрывать все карты» незнакомцам
Fingramota.kz поддерживает акцию «Stop-мошенничество»
О внесении изменений и дополнений в порядок заключения договора о предоставлении микрокредита
Обучающая лекция по финансовой грамотности организована регулятором для сотрудников добывающих компа...
Имеют ли право частные судебные исполнители блокировать «неприкосновенный» банковский счет?
Тренинг для педагогов по теме защиты от мошенников провели в Алматы представители финрегулятора